Езда на мотоцикле – это телепорт через пробки и захватывающий кайф, недостижимый на других видах транспорта. Однако, за этими яркими ощущениями скрываются реальные риски, с которыми ежедневно сталкиваются мотоциклисты. Здравое понимание того, что мотоцикл средство повышенной опасности, а также умение справляться с нештатными ситуациями на дороге – залог безаварийной езды и безопасности водителя. В этой статье мы перечислим 8 опасностей езды на мотоцикле и расскажем как минимизировать риски.
Обгон в темное время суток
Мотоцикл чаще всего покупают для того, чтобы быстро перемещаться. Будь то дорога до работы через пробки, мотосоревнования или покатушки по ночному городу с друзьями. В любых обстоятельствах помни, что, даже если ты на «ракете», встречка очень опасное место. Всегда есть риск замахнуться на обгон и не успеть вернуться в свою полосу. В ночное время безопасность езды на мотоцикле еще более уязвима: слепящий дальний свет фар встречных автомобилей, общее снижение видимости в сумерках, риск неверно рассчитать расстояние до препятствия. Поэтому:
- перед маневром убедись, что обгон разрешен дорожными знаками и разметкой, а также в том, что никто сзади не начинает обгон;
- не стесняйся использовать поворотники;
- не обгоняй, если не уверен.
Гравий и песок
Эти камешки могут стать настоящими злодеями на твоем пути. Гравий с песком встречаются и на проселочных дорогах, и на участках где выполняется ремонт, на обочинах, и даже на скоростных трассах. Опасность для мотоциклиста на дороге с гравием не только в плохом сцеплении с дорогой, но и в вероятности, что камни могут вылетать из-под колес впереди идущих автомобилей. Самые частые причины падений на гравии – занос и блокировка колес во время торможения. Что делать?
- держись ближе к центру дороги – здесь самая низкая вероятность наехать на камушки;
- если ты уже попал в гравийную ловушку, не паникуй, держи ровный газ или плавно сбавляй скорость;
- расслабь руки, если напрягся;
- избегай резких маневров и торможений;
- если возможно, выбирай путь, где гравия меньше - например, следы от колес автомобилей.
Плохая погода
Дождь, град, туман, иней, жара, резкая смена погоды – все это существенно повышает риск езды на мотоцикле. Например, во время холодного дождя визор покрывается предательской испариной, разметка становится очень скользкой, а на дорогах образуются лужи, также сильно ухудшающие сцепление шин с дорогой. Ясная погода, хоть и не считается опасной, но, в результате сильной жары, водитель байка в полном комплекте экипировки может сильно перегреться, потерять бдительность и концентрацию внимания. Так что:
- внимательно следи за своим состоянием в пути;
- используй антифог для визора;
- носи экип ярких цветов, со светоотражающими элементами;
- старайся планировать дальние поездки с учетом прогноза погоды;
- пройди контраварийный курс , чтобы знать как действовать в любых погодных условиях;
- подробнее о езде в дождь читай в нашей статье .
Слепая зона и смена полосы для движения
Слепая зона – это место, где ты как призрак для четырехколесных - участок, который не виден водителю ни при обзоре дороги, ни в зеркала заднего вида. Мотоциклистам проще всего попасть в такие зоны, так как они меньше других участников движения по габаритам. При езде на мотоцикле также образуются слепые зоны, обычно они расположены сбоку и чуть позади - в областях, которые не попадают в зеркала заднего вида. В итоге, при перестроении, смене полос или при выполнении маневров, ты имеешь риск не заметить «спрятанных» попутчиков. Чтобы слепые зоны не стали угрозой, соблюдай простые правила безопасности на мотоцикле:
- не задерживайся в слепой зоне автомобиля;
- немного поворачивай голову, чтобы проверить слепые зоны перед любым маневром;
- держи безопасное расстояние от других транспортных средств – это твой ресурс времени для реакции;
- помни о важности сигналов поворота;
- будь предсказуем на дороге.
Высокая скорость и внезапные препятствия
Ты кайфуешь, когда твой байк выстреливает вперед, словно молния, всего за пару мгновений? Согласен, это круто, но помни, что дорожный трафик порой непредсказуем, и внезапные остановки других водителей могут стать серьезной угрозой для тебя.
- помни, что мотоцикл, как правило, останавливается медленнее машины;
- всегда держи безопасное расстояние от впереди идущего транспорта;
- будь готов к неожиданным маневрам других участников движения;
- постоянно сканируй дорогу на предмет потенциальных препятствий и думай на несколько ходов вперед;
- не гоняй в населенных пунктах, выше скорость – меньше времени на реакцию и длиннее тормозной путь.
Езда в междурядье и открытие дверей автомобиля
Прошивать пробку между рядами стоячих или медленно движущихся тачек – действенный способ обогнать затор, но безопасность такого ускорения зависит от мастерства водителя. Ты должен быть готов к тому, что любая машина может решить резко сменить полосу, водитель откроет дверь. Как двигаться в междурядье более-менее безопасно:
- едь медленно, будь готов затормозить и остановиться в любой момент;
- познакомься с серой зоной сцепления и научись мастерски ей орудовать это тебе пригодится в плотных пробках;
- если ситуация неоднозначная, смотри в зеркало авто, которое хочешь опередить в пробке – так ты поймешь видит тебя водитель или нет;
- избегай разрывов в потоке, особенно перед грузовиками – туда может резко нырнуть машина и забрать тебя с собой.
Минимальная защита
На мотоцикле, даже в полном комплекте экипировки, остается риск получить травмы при падении. Основательный подход к выбору экипа и покупка качественного мото снаряжения сыграет свою роль, но лучше и вовсе исключить или минимизировать падения. Как это сделать?
- пройди уроки или курсы вождения в хорошей мотошколе;
- отрабатывай необходимые навыки самостоятельно;
- смотри обучающие видео и применяй изученное на практике.
Механические неисправности
Любые поломки мотоцикла от спущенного колеса до заскрипевших изношенных тормозов, могут завести тебя в серьёзную передрягу. И это угроза не только для тебя, но и для окружающих.
- вовремя проводи техническое обслуживание мотоцикла;
- перед каждой поездкой делай беглый осмотр мотоцикла;
- регулярно проверяй давление в шинах и уровень масла.
Ну что, мотобрат, вот мы и подошли к концу нашего путеводителя по основным опасностям на дороге. Езда на мотоцикле – это искусство, и, как в любом искусстве, здесь нужно постоянно совершенствоваться. Практикуйся, учись, обменивайся опытом и советами с другими мотоциклистами. И помни, что на дороге нет места самоуверенности – только уважение, осторожность и постоянное обучение сделают тебя настоящим мотогуру. Вперед, навстречу новым горизонтам и приключениям!